Вы будете перенаправлены на выбранную статью
Поиск товара:  ok
Подписка|О нас|Реклама
Ради Дома PRO
Новости Архитектура Дизайн

Магда Чихонь, Blank Architects: «Когда все решения принимает кто-то один — это неэффективно»

Интервью 18/10/2018, Сергей Кондраков
Магда Чихонь, Blank Architects
Магда Чихонь, Blank Architects ©

Как бы ни завидовали российские архитекторы западным коллегам, перейти на европейские стандарты в своей ежедневной работе готовы отнюдь не многие. Об особенностях национальной архитектурной практики, советском наследии и вере в карандаш портал Ради Дома PRO поговорил с партнером бюро Blank Architects Магдой Чихонь.

 

— Положение Blank Architects на российском рынке в известном смысле уникально: иностранцы в Москве, вы сами — вольно или невольно — подчеркиваете эту «инаковость». Вы видите какую-то принципиальную разницу в том, как работают российские и европейские бюро? Какие ценности в профессии вы защищаете и от кого?

— Отличие есть, и связано оно с разными подходами в архитектурном образовании. Если в странах Восточной Европы от студентов требуют выполнения программы и ставят за это оценки, то на Западе больше ценится коммуникация и умение находить новые решения. Помню, как после четырех лет учебы в архитектурном университете в Польше я попала на стажировку в Данию — и это был шок. Во-первых, само отношение между профессором и студентом было другим — знаете, как общение равных по статусу людей. Во-вторых, нам не нужно было делать одновременно 10 разных проектов, чтобы получить за них 10 оценок. Мы работали только над одним проектом, но сделать его нужно было очень хорошо. И это не была бумажная архитектура. Например, мне нужно было заложить в проект лифт, и мне дали список всех поставщиков лифтов в стране, чтобы я обзвонила их. Это был здорово — получить доступ к реальным элементам, начать с ними работать. А в конце семестра, когда пришло время защищать диплом, мы выставляли не пять планшетов, а абсолютно всё, что делали за время учебы — все эскизы, наброски, которые показывали процесс работы над проектом. Причем оценивалось и то, сколько времени мы потратили: ребята, которые сидели ночами, получали низкие оценки, потому что перерабатывать — это неправильный подход.

— Это то, чего, по-вашему, не хватает российским студентам?

— Мне сложно судить, потому что я не оканчивала университет в России. Но у нас в команде, например, есть одна девушка — молодой, ответственный архитектор, и она сейчас как раз должна защищать диплом в МАРХИ. Она переживает, потому что у нее слишком современная стилистика подачи, а это может быть воспринято негативно. Я считаю, что нельзя ограничивать архитектора в стилистике или подходе.


Проект реконструкции ТЦ «Пятая авеню» / Blank Architects

— Откуда вы берете сотрудников?

— Мы нанимаем очень молодых людей и сами учим их — это легче, чем пытаться изменить уже опытного архитектора. Безусловно, и среди более взрослого поколения тоже есть немало открытых и ответственных людей — но зачастую они либо партнеры в компаниях, в которых уже работают, либо имеют собственные бюро.

— И как раз здесь, по-моему, нас поджидает другая дилемма. Представьте молодого специалиста, который только что отучился в Дании и приходит в бюро какого-нибудь знаменитого архитектора. Не наивно ли думать, что он сможет реализовать здесь свою свободу?

— Молодому архитектору надо принять правильное решение. Какой бы прекрасной ни была архитектура, если бюро задает определенные рамки, и человек эти рамки принимает, он может потерять себя.

— А разве не в любом бюро есть рамки?

— У нас нет. Понятно, что у сотрудников есть разный опыт, но, когда все решения в команде принимает кто-то один, это неэффективно. Чтобы такого не было, мы каждую неделю проводим дизайн-борд, на котором обязательно присутствуют все участники проекта. Есть одно условие: они должны говорить. В процессе часто выясняется, что, с одной стороны, все хотят получить шанс, а с другой, когда этот шанс у них появляется, нередко боятся взять на себя ответственность, говорят, что решение должен принять кто-то более опытный. Важно не бояться этой ответственности. Когда я была начинающим архитектором, я бралась за все. Как и все, совершала ошибки, но в конечном итоге многому научилась.

— Хорошо, но ведь есть некий набор базовых принципов, которыми вы руководствуетесь во всех ваших проектах?

— Все наши проекты должны иметь внутреннюю логику, быть функциональными и качественными, уместными с точки зрения эстетики. Например, у нас есть линейная застройка в красивом переулке «Золотой мили», рядом церковь, маленький парк, набережная — понятно, что такой среде не нужно иконическое здание, оно здесь только навредит. И мы, соответственно, принимаем консервативную позицию. И совсем другое дело, когда мы строим торговый центр среди современных кварталов, где нет сложившегося ландшафта и выраженного цвета. В таких локациях, чтобы люди почувствовали себя хорошо, им нужен вау-эффект нового объекта.


МФК на ЗИЛе / Blank Architects

— Как у вас построена работа? Есть отдельные подразделения, отвечающие за интерьер, за жилье и т.д.?

— Есть архитектурное подразделение, у которого нет определенной специализации по типам объектов. Внутри него есть сотрудники, которые отвечают за концептуальную часть, за развитие проектов в стадии «П» и «рабочку». Отдельно существует подразделение, занимающееся интерьерами, — у нас, как и во всем мире, это абсолютно автономная история. Кроме того, сейчас мы открываем новое направление, связанное с проектированием маленьких пространств: бутиков, ресторанов, гостиниц. Также есть направление, отвечающее за благоустройство, ландшафтное проектирование — это тоже отдельное подразделение, поскольку ландшафтные архитекторы «думают» землей, растениями, временами года, солнцем, ветром. Как это связать с архитектурой?

— А в BIM вы работаете?

— Да, мы освоили эту технологию — таковы реалии современной индустрии. Четыре года назад к нам пришел один заказчик, которому требовалась работа строго в BIM. Надо сказать, процесс внедрения технологии не был простым: команда привыкла к AutoCAD, покупка лицензий, обучение сотрудников — всё это потребовало больших затрат. Но когда мы это освоили, дальше уже не останавливались. Например, на протяжении трех месяцев мы делаем один новый проект в Rhino (Rhinoceros, ПО для создания параметрической архитектуры — ред.), для нас это следующий шаг после Revit. И, знаете, я всё больше склоняюсь к мысли, что в будущем архитекторы, которые хотят остаться архитекторами, вернутся к карандашу, а все чертежи будут исполнять машины.

— Вы все-таки верите в карандаш?

— Без карандаша невозможно ничего спроектировать, в нашей работе очень важна связь мозга и руки. Компьютерные программы, безусловно, облегчают труд архитектора, но за генерирование идей по-прежнему отвечает мозг.

— Бюро существует уже более 15 лет. Какие события в его развитии вы считаете этапными?

— Важной вехой, конечно, был 2007 год, когда мы начали работать как генпроектировщик. Это был ответственный шаг для нас. Грянул кризис: буквально в течение недели тогда закрылась половина проектов, встал вопрос о роспуске команды. Тогда мы серьезно задумались, хотим ли мы по-прежнему заниматься архитектурой. Это был настоящий вызов. Тогда же произошли изменения в составе партнеров. Еще одно важное событие я отмечаю в 2016 году, тогда мы сформулировали наш слоган — We make responsible architecture. К тому времени мы сделали уже много проектов, и хотелось убедиться, что мы движемся в правильном направлении.


Проект реконструкции «Золотого Вавилона» в Отрадном / Blank Architects

— Какие проекты вам особенно дороги?

— Это наш проект на ЗИЛе, хорошо спроектированный mixed-use: гостиничный комплекс, офисы, ритейл и рестораны. Это станция метро «Ржевская», конкурс на проектирование которой мы выиграли. Это редевелопмент «Золотого Вавилона» в Отрадном, за который мы получили премию Москомархитектуры в 2017 году. Другой проект, который мы очень любим и часто вспоминаем — это наш мастерплан района Воксхолл в Лондоне: мы участвовали в открытом конкурсе RIBA и вошли в тройку финалистов. Помню, когда мы делали презентацию, местные чиновники были в шоке, как нам, ребятам из Москвы, удалось так глубоко изучить историю района и понять психологию людей, которые живут здесь очень долго. Пусть мы тогда не выиграли — опыт, конечно, был незабываемый.

— А вообще, вы часто участвуете в международных конкурсах?

— Сейчас реже, чем прежде. У нас был опыт конкурсов в Германии, Литве, Финляндии, Италии. Шесть лет подряд мы подавали проекты на World Architecture Festival, и они регулярно проходили в шорт-листы. Но сейчас, поскольку сложился очень хороший местный рынок, мы переключились на российские конкурсы.
Выбор редакции
Из всех препятствий на пути к успеху самым трудным для многих архитекторов становятся их собственные творческие амбиции. О жертвенности и насилии архитектурного труда, суровых законах рынка и мрачном будущем профессии корреспондент портала Ради Дома PRO поговорил с основателем бюро Panacom Арсением Леоновичем.
Аналогичные статьи
compteur de visualisation article
Важное сегодня
 
СтройТоваротека®
Все товары
 
 
 
Новости партнеров
 
 
 
События
XXVI Международный архитектурный фестиваль «Зодчество'18»
Международный фестиваль «Зодчество» — событие национального масштаба с зарубежным участием
19.11.2018 - 21.11.2018
Подробнее
ФАСАД-meeting
ФАСАД Meeting — международный отраслевой форум, посвященный современным подходам к проектированию фасадов и кровель.
21.11.2018
Подробнее
ДИЗАЙН-meeting
ДИЗАЙН-Meeting – международный отраслевой форум, посвященный комплексным системным подходам к проектированию жизненного пространства челов
21.11.2018
Подробнее
Смотреть все события в календаре
 
Тематическое досье - СтройТоваротека
 
Партнеры
BRAER
TEHNONIKOL COMPANY
Best Water Technology (BWT)
PROMAT
PAROC
ROCKFON
ROCKWOOL
KONSTRUKTOR
С нами
MosBuild
ДЕНЬ ИННОВАЦИЙ 2018
BIM форум
RosBuild 2019
100+ Forum Russia
UzBuild Tashkent 2018
HI-TECH Building
InDecor Moscow 2018
PROESTATE 2018
Build School 2018
APKSM
Aquatherm Moscow
Зеленые стандарты
НБЭСР
СПЗС
Союз Московских Архитекторов
Союз архитекторов
Союз строителей
Форум региональных строителей
  Календарь событий | Контакты | Реклама | Рассылка | Защита персональных данных  
© Кап Инфо Про 2017 - www.radidomapro.ru - Информация и новости об архитектуре, строительстве и недвижимости
Ссылки  : Темы | Фотогалерея | Мнение эксперта | Легкие новости | Видео | СтройТоваротека | MOSBUILD | Актуально | ГАЛС-Девелопмент
Архитектура  : Градостроительство | Исторические здания | Дизайн | Легендарные архитекторы | Легендарные строения | Club AD | Ландшафт | Конкурсы
Строительство  : Зеленое Строительство | Тенденции | Дороги | Ремонт/Реконструкция
Недвижимость  : Жилая | Коммерческая | Спортивная | Промышленная | Управление
Государство  : Законодательство | Тендеры/Аукционы | Экономика
Производство и ритейл  : Стройматериалы | Оборудование
Экономика  : Экономика
СтройТоваротека  : Поиск товара | Досье Стройтоваротеки

Проекты французской группы Batiactu Groupe SAS :
awards.radidomapro.ru | di.radidoma.ru

ßíäåêñ.Ìåòðèêà