Вы будете перенаправлены на выбранную статью
Поиск товара:  ok
Подписка|О нас|Реклама
Ради Дома PRO
Новости Архитектура Градостроительство

Ирина Ильина, ВШЭ: «Пустота московских улиц обязательно заполнится»

Интервью 08/11/2017, Подготовила Татьяна Карабут
Ирина Ильина
Фото CCIFR ©

В дискуссиях о том, что не так с московской городской средой, громче всего звучат голоса властей и активных горожан. Портал Ради Дома PRO решил разнообразить привычную тональность, дав слово представителю науки. О реновации, «Моей улице» и Smart City мы поговорили с директором Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ириной Ильиной.

 

— Насколько серьезно изменились за последние годы приоритеты градостроительного развития?

— Градостроительство — занятная сфера. Она вплотную связана с жизнью людей: все интересы, приоритеты, меняющиеся в человеческой жизни, отражаются в градостроительстве. Иногда это влияние идет с опозданием, иногда с опережением.

Если говорить о столетии развития московского градостроительства, то можно выделять много этапов. Например, был период строительства хрущевок, когда доминантой стало создание квадратных метров на душу населения, потому что людям негде было жить, и это был ключевой этап развития градостроительства. Потом у нас строили социальное жилье, которое раздавали бесплатно. Потом люди покупали квартиры.

Сейчас у нас наступил еще один интересный этап — он начался в Москве, а потом стал тиражироваться по другим городам России. Мое мнение относительно этого периода не совсем однозначное. Есть точка зрения, что комфортная среда формируется потом, когда решены другие проблемы — жилье, работа, уровень доходов. Понятно, что благоустройство города сделать проще, чем создать полностью комфортное жилье. Но надо понимать, что городская среда — комплексное понятие. Это больше, чем просто благоустройство улиц. А сейчас, на мой взгляд, случился небольшой перекос именно в сторону благоустройства. Хотя допускаю, что изначально власти и задумывали трансформировать облик городов именно в плане благоустройства, поскольку уровень был катастрофический.

Итак, в Москве стали активно создавать новую среду. И тут мнения жителей разделились: москвичи в большинстве своем выступали против изменения привычного пространства, но приезжие, которые не живут постоянно в столице, очень радуются этим переменам. Отчасти недовольство москвичей объясняется привычкой. Обратите внимание, московское благоустройство затрагивает не только прокладку плитки и высадку деревьев, но еще и ремонт фасадов, ликвидацию объектов некапитального строительства. Например, на площади у метро «Чистые пруды» сейчас свободная площадка, и возникает ощущение пустоты. Хотя раньше там была очень активная жизнь — люди что-то покупали, была суета.

Как найти оптимальное решение, я не знаю. Но мне кажется, что нужно думать еще и о потребностях людей. Эти площади, которые сейчас пустуют, надо активнее вовлекать в городскую жизнь. Например, есть небольшой город Реймс во Франции. В течение двух недель я наблюдала, как трансформировалась его центральная площадь: днем поставили шезлонги, подключили wi-fi, и люди просто отдыхали, в 4 часа шезлонги убрали, поставили скамейки, пришли лекторы и прочли лекцию, вечером на фасаде мэрии показывали какое-то слайд-шоу. На следующий день была ярмарка, рынок, до обеда поработали, после — убрали, организовали концерт. Очень важно наличие таких площадей, которые меняли бы свою функцию в зависимости от потребностей человека. Поэтому пустота московских улиц со временем заполнится, поскольку обратное влияние города будет обязательно.

Скоро Москве предстоит пройти новый этап — реновацию жилого фонда. Построенные в 50-60-е годы пятиэтажки устарели морально и физически. Но не все их обитатели хотят менять место жительства, потому что люди привыкли к своему образу жизни, жилью.

А вот, например, в Берлине в результате реновации остался почти такой же объем жилья: оставили пятиэтажные здания, полностью их обновили, сделали на первых этажах квартиры с возможностью для перемещения инвалидов. У нас идея прекрасная и масштабная — освободить город от старого жилья, сделать его более комфортным, привлекательным и при этом оставить людей в привычных им районах проживания. Но надо еще посмотреть, как она будет осуществлена.

— Одно время наблюдалось некое стремление людей уехать из города, поселиться подальше от суеты. Был спрос на загородную недвижимость. А сейчас идет обратный процесс — все стремятся жить в самой Москве.

— В начале 90-х годов создавалась программа строительства коттеджного жилья для москвичей. Предполагалось, что это будет не дачное, а именно единственное жилье, то есть предполагался переезд из Москвы в Московскую область. Но в Москве эта программа не получилась, потому что все стали приобретать эти коттеджи как второе жилье, никто не отказался от своей московской квартиры. Ведь квартира — это было практически единственное, чем обладал советский человек. В одной семье жили сразу несколько поколений — дедушка с бабушкой, родители, их взрослые дети и внуки. К тому же люди у нас не очень миграционно активны: где получил жилье, там и стараются жить. Например, если у американца становятся больше доходы, они меняют квартиру на большую; сокращаются — меняют квартиру на меньшую; предложили работу в другом городе — они переезжают. У нас не так. Возможно, это связано с тем, что в России был инструмент прописки.

— Новую Москву нельзя рассматривать, как еще одну попытку переселить москвичей на свежий воздух?

— Что произошло сейчас — присоединили Новую Москву. Это огромная территория. «Старая» Москва осваивалась больше тысячи лет. А новая территория в 2,5 раза превышает «старую» Москву. Вероятно, это тоже будут тысячелетия для полноценного освоения. То есть, во-первых, в данном случае масштаб очень велик. Во-вторых, преимущественно строилось жилье без инфраструктуры. И получилось, что на «долго» нет времени, а на «дорого» нет средств. Поэтому появились отдельные изолированные коттеджные поселки, в которых все есть, а массового освоения территории не получилось. Тем более, в Новой Москве много проблем с инженерной инфраструктурой, сложность с водопроводом, нет дорог. Да, начинают что-то делать, но это все равно многолетний процесс. С реализацией программы реновации (тем более, у нас будет строиться жилье в соотношении один к трем) Новая Москва не выдержит конкуренции.

— Вы считаете, рынок упадет?

— Думаю, да. Новая Москва явно не выдержит конкуренции. Мы недавно проводили интервью с жителями Новой Москвы и выяснили, что это либо молодые семьи, либо иногородние. У тех и у других не хватает денег, чтобы купить жилье в Москве. Но и те, и другие рассматривают жилье в Новой Москве как временный вариант, рассчитывая через какое-то время переехать в Москву. Как постоянное место жительства Новую Москву рассматривают максимум 20%.

— Какое еще влияние окажет реновация на облик Москвы, городскую среду?

— Это, на мой взгляд, одна из самых сложных задач, потому что это не будет простая замена: был пятиэтажный дом — на его место поставили пятнадцатиэтажный. Во-первых, неизбежно произойдет уплотнение застройки. Во-вторых, сносимые пятиэтажки сейчас утопают в зелени, и масштабные строительные работы будут сказываться на сохранении зеленых насаждений. Но я верю в талант наших архитекторов, в их желание сохранить город.

— Но сейчас мы говорим о Москве. К сожалению или к счастью, она живет отдельной жизнью.

— Закон о реновации был принят именно для Москвы. Хотя его и планируют растиражировать для всей страны. Понятно, что у большинства регионов другие финансовые возможности. Но у нас есть богатые регионы, и поэтому такой закон должен быть предусмотрен для всех городов. Например, в той же Тюмени обеспеченность квадратными метрами на человека существенно превышает аналогичный показатель по Москве.

— То есть Москве есть еще куда расти? Все-таки резиновая?

— Сложный вопрос. В 2000-х годах вышла книга одного руководителя Госстроя, где было написано о том, что Москва рассчитана только на 5 миллионов человек, поэтому надо людей отселять. С другой стороны, есть отчет Всемирного банка, где написано, что в Москве не хватает людей для того, чтобы она сравнялась по своему экономическому потенциалу с сильнейшими городами мира. То есть Москве есть еще куда развиваться, но делать это можно по-разному: экстенсивно (когда просто растет количество — людей, домов) или интенсивно (с помощью повышения производительности труда, в чем у России показатели намного ниже многих развитых стран).

— Smart City — это ведь тоже часть комфортной среды...

— Smart City — достаточно сложное понятие. Что под ним понимать, пока нет единого мнения. Это внедрение информационных технологий во все сферы жизни или системное, умное развитие? В России под Smart City в большей степени понимают внедрение информационных, коммуникационных технологий. И в этом плане у Москвы достаточно высокий уровень развития. Это и автоматическое считывание счетчиков энергопотребления, и саморегулирующиеся отопительные системы, и диспетчеризация транспортных потоков.

Это такое типичное для России развитие. В Европе, например, доминирует экологическое развитие. В Азии создают с нуля много городов. Впрочем, и в России тоже есть такие примеры — Иннополис или Smart City под Казанью.

— Вы говорите, что Европа идет по «зеленому» пути, но у нас тоже предпринимаются попытки «озеленить» нашу среду: адаптация BREEAM, развитие собственного экологического стандарта...

— Да, но у нас пока только адаптация, только первые шаги. В Европе все здания строятся по экологическим стандартам, а у нас пока это единичные объекты. В этом смысле нам еще далеко до Европы. Просто у нас страна, богатая ресурсами, поэтому об экологии и энергоэффективности думают меньше всего.

— Чего не хватает Москве, по сравнению, например, с Казанью с их Иннополисом или тем же Санкт-Петербургом?

— Москве не хватает решения транспортных проблем. Построили МЦК, но оно пока не интегрировано в общую жизнь. Например, у нас в одном направлении идет одна линия метро, а в Японии в одном направлении несколько параллельных линий метро, отличающиеся, в том числе, и скоростью перемещения. У нас МЦК пока не связано с общей системой: где-то надо долго идти до метро, и никаких указателей к нему на пути нет. В Токио тоже есть очень большие переходы на станциях, но там предусмотрены магазины и кафе. Этого нам пока не хватает. Помню, была в Иннополисе, и мне понадобилось уехать немного раньше, чем за нами пришел автобус. Когда я спросила, как выбраться, мне ответили: «Идите туда, потом туда, как кончится асфальт, идите по траве метров 300». Я понимаю, что это только формирующийся город, но тем не менее. Нам не хватает связности пространства, единых решений с самого начала, а не потом.

Сравнивать Москву с Петербургом не могу, потому что у Петербурга доминанта другая — исторический центр, который никак нельзя трогать. В Питере очень много туристов. Такая же ситуация, например, в Праге — центр полностью сохранен в таком же облике, как пару веков назад. А в Москве такого исторического центра нет. То есть он есть, но очень сильно трансформирован. Считается, что Москва эклектично развивалась, поэтому здесь присутствует смешение стилей. А «Моя улица» только добавила городу эклектики.
Выбор редакции
Несмотря на то что в России есть огромный интерес к концепции Smart City, ее практическая реализация по-прежнему сталкивается с множеством проблем. Основными из них являются отсутствие нормативной базы, регулирующей внедрение «умных» технологий, а также согласованной на уровне государства стратегии инновационного развития городов, считают эксперты-урбанисты.
compteur de visualisation article
Business раздел — материалы на индивидуальных и корпоративных условиях
Новости
Компании
Обзоры
 
СтройТоваротека®
Все товары
 
 
 
Новости партнеров
 
 
 
События
Отечественные строительные материалы (ОСМ) -2018
19-я специализированная выставка строительных материалов и технологий . В рамках форума ОСМ пройдет салон станков, оборудования и сырья дл
23.01.2018 - 26.01.2018
Подробнее
Строительство и архитектура 2018
Масштабная выставка строительных и архитектурных проектов
23.01.2018 - 26.01.2018
Подробнее
Ремонт Экспо 2018
Выставка по ремонту и дизайну квартир и коттеджей
02.02.2018 - 04.02.2018
Подробнее
Смотреть все события в календаре
 
Тематическое досье - СтройТоваротека
 
Партнеры
BRAER
dormakaba
DUPONT
LEGRAND
OSNOVIT
REHAU
PAROC
ROCKFON
Best Water Technology (BWT)
ROCKWOOL
TEHNONIKOL COMPANY
PROMAT
KONSTRUKTOR
С нами
ДЕНЬ ИННОВАЦИЙ 2017
BATIMAT
MosBuild
ДЕНЬ НОУ-ХАУ 2017
Retail Strategy Forum 2017
ОСМ 2018
CITY BUILD RUSSIA 2018
Academy of Real Estate (ARE)
APKSM
Ассоциация Деревянного Домостроения
Зеленые стандарты
НБЭСР
СПЗС
Союз Московских Архитекторов
Союз архитекторов
Союз строителей
Форум региональных строителей
HI-TECH BUILDING 2017
INTERLIGHT 2017
RuGBC
Russian Roofers Union
  Календарь событий | Контакты | Реклама | Рассылка | Защита персональных данных  
© Кап Инфо Про 2017 - www.radidomapro.ru - Информация и новости об архитектуре, строительстве и недвижимости
Ссылки  : Темы | Фотогалерея | Мнение эксперта | Легкие новости | Видео | СтройТоваротека | MOSBUILD | BATIMAT | Актуально | ГАЛС-Девелопмент
Архитектура  : Градостроительство | Исторические здания | Дизайн | Легендарные архитекторы | Легендарные строения | Club AD | Ландшафт | Конкурсы
Строительство  : Зеленое Строительство | Тенденции | Дороги | Ремонт/Реконструкция
Недвижимость  : Жилая | Коммерческая | Спортивная | Промышленная | Управление
Государство  : Законодательство | Тендеры/Аукционы | Экономика
Производство и ритейл  : Стройматериалы | Оборудование
Экономика  : Экономика
СтройТоваротека  : Поиск товара | Досье Стройтоваротеки

Проекты французской группы Batiactu Groupe SAS :
www.batiactu.com | www.xpair.com | www.maisonapart.com | www.batichiffrage.com | www.construcom.com | awards.radidomapro.ru | di.radidoma.ru

ßíäåêñ.Ìåòðèêà