Вы будете перенаправлены на выбранную статью
Поиск товара:  ok
Подписка|О нас|Реклама
Ради Дома PRO
Новости Архитектура Дизайн

Арсений Леонович, Panacom: «Я не понимаю дискурса о создании комфортной среды»

Интервью 11/09/2018, Подготовил Сергей Кондраков
Арсений Леонович, Panacom
Арсений Леонович, Panacom ©

Из всех препятствий на пути к успеху самым трудным для многих архитекторов становятся их собственные творческие амбиции. О жертвенности и насилии архитектурного труда, суровых законах рынка и мрачном будущем профессии корреспондент портала Ради Дома PRO поговорил с основателем бюро Panacom Арсением Леоновичем.

 

— У Panacom довольно богатая история работы в совершенно разных жанрах — от дверных ручек до градостроительных концепций. Постоянный поиск новых форм — это то, что, по вашему мнению, необходимо современному бюро? Или эффективнее иметь узкую специализацию?

— Я, может быть, сейчас сломаю матрицу, но не бюро определяет себя, а рынок. Очень редко бывает, когда есть мастер, и он может с самого начала сформулировать свое кредо. Как правило, существует запрос рынка — и есть архитектор, который на него отвечает. Поэтому преимущественно все специализируются на том, что им сыпется. Получается, например, у моих друзей качественный востребованный ландшафтный дизайн, где-то они выиграли конкурс — и возникает специализация. Или, например, мы в Panacom спроектировали один из объектов сети коворкинг-центров «Старт», заказчикам понравилось и мы получили заказ на работу с остальными локациями. Мы просто хорошо отработали запрос рынка. А так, чтобы самому себе выбрать направление не учитывая потребности бизнеса — довольно редкая история на сегодняшний день.

— Предметный дизайн в вашем случае — тоже ответ на запрос рынка?

— Поначалу это было просто хобби, но в силу разных обстоятельств оно рано или поздно не могло не «проявиться» в профессиональной деятельности. Видите ли, заниматься предметным дизайном, «выращивать» любую вещь, невзирая на масштаб, — это в общем-то та же архитектура. Неважно, фасад мы рисуем или абажур — всё равно должна быть фактура, материал, ткань, цвет, сопоставление одного с другим. Так, постоянно играя с масштабом, мы продолжаем добиваться чего-то нового. Занимаясь коллекцией мебели, мы параллельно делаем, допустим, элементы здания или, наоборот, интересный ритм, форма здания могут быть перенесены на мебель. Например, наш первый успешный объект предметного дизайна — модель дверных ручек «Валькирия» повторяет форму специфически закрученного элемента. Впоследствии эти линии неоднократно повторялись в совершенно разных архитектурных объёмах и масштабах — от мебели до зданий.

— Можно ли в таком случае говорить о каких-то принципах, подходах, которые объединяют все ваши разнородные проекты? Если бы взялись за ретроспективу ваших проектов, какая логика определяла бы их выбор?

— Мы не раз об этом задумывались и, конечно же, находили какие-то сквозные темы. Одно время мы апеллировали к нашему внимательному изучению послевоенной архитектуры и постоянному выискиванию того, что в ней было недооценено.

— Можете привести пример?

— Например, вся итальянская послевоенная архитектура, на мой взгляд, в мировом масштабе должна занимать более серьезное место. Мы видим в городах десятки тысяч зданий, а знаем лишь десяток фамилий архитекторов. И вот для нас с Никитой Токаревым (сооснователь Panacom — ред.) всегда было интересно, кто же эти серые кардиналы. Кто знает сегодня Игнацио Гарделлу? Или взять того же Джо Понти — он известен благодаря раскрученным мебельным брендам, которые делают римейки его работ. Но ведь это архитектор мирового масштаба, не построй он башню Пирелли, мало кто знал бы, что у него есть два-три десятка прекрасных зданий, разбросанных по Италии и Европе. А кто-нибудь в курсе, что он сделал дюжину интерьеров трансатлантических лайнеров?

Соответственно, и наш дизайн всегда был немного ретроориентированный. В нас заложена эта любовь к европейской философии, к минималистическому взгляду на жизнь, стремление к простоте, хотя я и не могу сказать, что оно стало нашим кредо, как у некоторых наших коллег. Про кредо вообще можно сколько угодно говорить, но самые интересные люди свое же собственное кредо умудряются переступать, жонглировали им, поэтому и мы никогда за жесткую концепцию не держались.

— Что в таком случае вы можете предложить заказчику?

— Прежде всего, мы готовы его услышать, а затем предложить какую-то свою оригинальную версию того, что он хочет, разумеется, с опорой на собственный вкус, чутье, понимание современности и т.п. И нет ничего страшного в том, что завтра ты будешь делать вещи прямо противоположные тем, что делаешь сегодня, — потому что изменились задачи, контекст, пожелания клиента, и важно корректировать свою позицию, меняться. Если ты говоришь «мы делаем только так», то для этого надо лет к 70-и написать три-четыре монографии и быть как минимум мастером мирового масштаба. Если у тебя есть талант, хорошие идеи и адекватное знание о том, как их лучше воплотить в жизнь, тебя обязательно услышат заказчики. Нужно учиться аргументированно обосновывать свою позицию. Это кстати один из важнейших навыков успешного современного архитектора.

— В прошлом году вы участвовали в конкурсе на проектирование стандартного жилья. Какие стандарты, по-вашему, сейчас нужны нашей архитектуре?

— Абсолютно очевидно, что в ближайшем будущем содержать 200 «квадратов» станет просто глупо, потому что мы сами по себе стали компактнее, вся наша жизнь концентрируется в нескольких предметах. Вообще же любой объект в городе — это набор пустот, и чем они меньше, тем их интереснее и проще «упаковывать», а город к тому же заставляет нас «упаковывать» их по вертикали. Поэтому стандарты жилья, безусловно, будут меняться в сторону многофункциональности, гибкости, возможности сделать из спортивного зала детскую секцию для чтения, а потом легко превратить ее в спальню.

В 2000-е мы строили много загородных резиденций, потому что как было: человек из советского времени прожил всю жизнь в хрущевке, а потом, заработав денег, решил купить много земли и построить все, чего у него никогда не было. И вот такими тотально инфраструктурированными замками сейчас полно наше Подмосковье и не только. Но эти замки стоят пустыми. Почему? Да потому что к тому моменту, как они всё наконец достроились, гештальт закрылся, городская жизнь снова поглотила людей, которые думали убежать от нее в эти пресловутые экологические деревни. Но в городе они теперь уже гонятся не за метром, а за функцией. Это же приятно, когда в течение дня ты можешь заниматься всем: от работы до спорта, от детей до самообразования и каких-то профессиональных вещей. Само наше время становится многослойным, мы думаем об одном, делаем другое, разговариваем с кем-то о чем-то третьим, и архитектура как-то реагирует на всё это. Если раньше заказчик приходил к архитектору и просил, чтобы тот сделал красиво, то сейчас приходит, и начинается разговор про процессы, оптимизацию и так далее. То есть от дизайна вещей мы перешил к дизайну процессов. При этом сам дизайнер всё больше становится программистом.

— Вот она, технологическая изнанка комфортной среды!..

— Слушайте, архитектура с самого начала — насилие. Сегодня ты ходил по чистому полю, и тебе было комфортно, а завтра вдруг появляется Парфенон — это ли не насилие над твоим взглядом? Как только архитектура обретает плоть и становится зеркальным фасадом «Макдональдса» или Кремлем, она насилует твой взгляд и твое представление о красоте, потому что всегда найдется тот, кому не нравится дизайн Кремля. Так устроен человек, ему надо либо ненавидеть, либо любить. Без вибраций, неважно, с положительным знаком или с отрицательным, нет культуры, и архитектура — это фактор, создающий такие вибрации. Сначала в физическом пространстве в осязаемом виде, а затем уже в медийном в форме рефлексии, написания статей, разговоров. Поэтому я не понимаю этого дискурса о создании комфортной среды, если он задан исключительно тем, чтобы мы стали жить «дзэнскими» категориями, и уж если мы так или иначе движемся к матрице «1984», то я, по крайней мере, оставляю за собой право высказывать свои критические взгляды.

— Возвращаясь к вопросу о программировании, как, на ваш взгляд, современные технологии влияют на труд архитектора? Вы согласны с мнением Никиты Токарева, сказавшего как-то, что компьютер вскоре заменит двух архитекторов из трех?

— С тем, что машина будет брать на себя всё больше, безусловно, согласен. Думаю, если бы это было кому-нибудь нужно, то все архитектурные знания уже вполне можно было бы «упаковать» в один большой компьютер, и современный заказчик вместо того, чтобы каждый раз платить, по сути, за одно и то же, нанимал бы консультантов. И они бы прекрасно моделировали любое здание, исходя из бизнес-процессов. Но пока что новые технологии не заменяют архитекторов, а только помогают им оптимизировать процессы, быть точнее и быстрее.


21 ноября Арсений Леонович выступит на IV Международном форуме «День инноваций в архитектуре и строительстве». Ознакомиться с другими спикерами, а также зарегистрироваться на мероприятие можно на официальном сайте форума.
Выбор редакции
В стремительно меняющемся мире архитекторам мало идти в ногу со временем — если они хотят создавать по-настоящему востребованные здания, им нужно уметь заглядывать вперед. Какое будущее ждет архитектуру и кто сегодня определяет законы, по которым мы будем строить завтра, обсудили накануне Сергей Чобан, Никита Токарев и Юлий Борисов.
compteur de visualisation article
 
СтройТоваротека®
Все товары
 
 
Новости партнеров
 
 
 
События
ОСМ 2019
20-я специализированная выставка строительных материалов
29.01.2019 - 01.02.2019
Подробнее
Aquatherm Moscow
Самая крупная в России выставка оборудования для отопления и водоснабжения
12.02.2019 - 15.02.2019
Подробнее
UzBuild
Ведущее строительное событие Узбекистана
27.02.2019 - 01.03.2019
Подробнее
Смотреть все события в календаре
 
Тематическое досье - СтройТоваротека
 
Партнеры
BRAER
dormakaba
PAROC
ROCKFON
ROCKWOOL
TEHNONIKOL COMPANY
PROMAT
Best Water Technology (BWT)
KONSTRUKTOR
С нами
MosBuild
Retail Strategy Forum
ДЕНЬ ИННОВАЦИЙ
BIM форум
RosBuild 2019
100+ Forum Russia
Aquatherm Moscow
UzBuild Tashkent 2018
InDecor Moscow 2018
PROESTATE 2018
Build School 2018
APKSM
Зеленые стандарты
НБЭСР
СПЗС
Союз Московских Архитекторов
Союз архитекторов
Союз строителей
Форум региональных строителей
  Календарь событий | Контакты | Реклама | Рассылка | Защита персональных данных  
© Кап Инфо Про 2017 - www.radidomapro.ru - Информация и новости об архитектуре, строительстве и недвижимости
Ссылки  : Темы | Фотогалерея | Мнение эксперта | Легкие новости | Видео | СтройТоваротека | MOSBUILD | Актуально | ГАЛС-Девелопмент
Архитектура  : Градостроительство | Исторические здания | Дизайн | Легендарные архитекторы | Легендарные строения | Club AD | Ландшафт | Конкурсы
Строительство  : Зеленое Строительство | Тенденции | Дороги | Ремонт/Реконструкция
Недвижимость  : Жилая | Коммерческая | Спортивная | Промышленная | Управление
Государство  : Законодательство | Тендеры/Аукционы | Экономика
Производство и ритейл  : Стройматериалы | Оборудование
Экономика  : Экономика
СтройТоваротека  : Поиск товара | Досье Стройтоваротеки

Проекты французской группы Batiactu Groupe SAS :
awards.radidomapro.ru | di.radidoma.ru

ßíäåêñ.Ìåòðèêà