Вы будете перенаправлены на выбранную статью
Поиск товара:  ok
Подписка|О нас|Реклама
Ради Дома PRO
Новости Архитектура Дизайн

Магда Чихонь, Blank Architects: «Когда все решения принимает кто-то один — это неэффективно»

Интервью 18/10/2018, Сергей Кондраков
Магда Чихонь, Blank Architects
Магда Чихонь, Blank Architects ©

Как бы ни завидовали российские архитекторы западным коллегам, перейти на европейские стандарты в своей ежедневной работе готовы отнюдь не многие. Об особенностях национальной архитектурной практики, советском наследии и вере в карандаш портал Ради Дома PRO поговорил с партнером бюро Blank Architects Магдой Чихонь.

 

— Положение Blank Architects на российском рынке в известном смысле уникально: иностранцы в Москве, вы сами — вольно или невольно — подчеркиваете эту «инаковость». Вы видите какую-то принципиальную разницу в том, как работают российские и европейские бюро? Какие ценности в профессии вы защищаете и от кого?

— Отличие есть, и связано оно с разными подходами в архитектурном образовании. Если в странах Восточной Европы от студентов требуют выполнения программы и ставят за это оценки, то на Западе больше ценится коммуникация и умение находить новые решения. Помню, как после четырех лет учебы в архитектурном университете в Польше я попала на стажировку в Данию — и это был шок. Во-первых, само отношение между профессором и студентом было другим — знаете, как общение равных по статусу людей. Во-вторых, нам не нужно было делать одновременно 10 разных проектов, чтобы получить за них 10 оценок. Мы работали только над одним проектом, но сделать его нужно было очень хорошо. И это не была бумажная архитектура. Например, мне нужно было заложить в проект лифт, и мне дали список всех поставщиков лифтов в стране, чтобы я обзвонила их. Это был здорово — получить доступ к реальным элементам, начать с ними работать. А в конце семестра, когда пришло время защищать диплом, мы выставляли не пять планшетов, а абсолютно всё, что делали за время учебы — все эскизы, наброски, которые показывали процесс работы над проектом. Причем оценивалось и то, сколько времени мы потратили: ребята, которые сидели ночами, получали низкие оценки, потому что перерабатывать — это неправильный подход.

— Это то, чего, по-вашему, не хватает российским студентам?

— Мне сложно судить, потому что я не оканчивала университет в России. Но у нас в команде, например, есть одна девушка — молодой, ответственный архитектор, и она сейчас как раз должна защищать диплом в МАРХИ. Она переживает, потому что у нее слишком современная стилистика подачи, а это может быть воспринято негативно. Я считаю, что нельзя ограничивать архитектора в стилистике или подходе.


Проект реконструкции ТЦ «Пятая авеню» / Blank Architects

— Откуда вы берете сотрудников?

— Мы нанимаем очень молодых людей и сами учим их — это легче, чем пытаться изменить уже опытного архитектора. Безусловно, и среди более взрослого поколения тоже есть немало открытых и ответственных людей — но зачастую они либо партнеры в компаниях, в которых уже работают, либо имеют собственные бюро.

— И как раз здесь, по-моему, нас поджидает другая дилемма. Представьте молодого специалиста, который только что отучился в Дании и приходит в бюро какого-нибудь знаменитого архитектора. Не наивно ли думать, что он сможет реализовать здесь свою свободу?

— Молодому архитектору надо принять правильное решение. Какой бы прекрасной ни была архитектура, если бюро задает определенные рамки, и человек эти рамки принимает, он может потерять себя.

— А разве не в любом бюро есть рамки?

— У нас нет. Понятно, что у сотрудников есть разный опыт, но, когда все решения в команде принимает кто-то один, это неэффективно. Чтобы такого не было, мы каждую неделю проводим дизайн-борд, на котором обязательно присутствуют все участники проекта. Есть одно условие: они должны говорить. В процессе часто выясняется, что, с одной стороны, все хотят получить шанс, а с другой, когда этот шанс у них появляется, нередко боятся взять на себя ответственность, говорят, что решение должен принять кто-то более опытный. Важно не бояться этой ответственности. Когда я была начинающим архитектором, я бралась за все. Как и все, совершала ошибки, но в конечном итоге многому научилась.

— Хорошо, но ведь есть некий набор базовых принципов, которыми вы руководствуетесь во всех ваших проектах?

— Все наши проекты должны иметь внутреннюю логику, быть функциональными и качественными, уместными с точки зрения эстетики. Например, у нас есть линейная застройка в красивом переулке «Золотой мили», рядом церковь, маленький парк, набережная — понятно, что такой среде не нужно иконическое здание, оно здесь только навредит. И мы, соответственно, принимаем консервативную позицию. И совсем другое дело, когда мы строим торговый центр среди современных кварталов, где нет сложившегося ландшафта и выраженного цвета. В таких локациях, чтобы люди почувствовали себя хорошо, им нужен вау-эффект нового объекта.


МФК на ЗИЛе / Blank Architects

— Как у вас построена работа? Есть отдельные подразделения, отвечающие за интерьер, за жилье и т.д.?

— Есть архитектурное подразделение, у которого нет определенной специализации по типам объектов. Внутри него есть сотрудники, которые отвечают за концептуальную часть, за развитие проектов в стадии «П» и «рабочку». Отдельно существует подразделение, занимающееся интерьерами, — у нас, как и во всем мире, это абсолютно автономная история. Кроме того, сейчас мы открываем новое направление, связанное с проектированием маленьких пространств: бутиков, ресторанов, гостиниц. Также есть направление, отвечающее за благоустройство, ландшафтное проектирование — это тоже отдельное подразделение, поскольку ландшафтные архитекторы «думают» землей, растениями, временами года, солнцем, ветром. Как это связать с архитектурой?

— А в BIM вы работаете?

— Да, мы освоили эту технологию — таковы реалии современной индустрии. Четыре года назад к нам пришел один заказчик, которому требовалась работа строго в BIM. Надо сказать, процесс внедрения технологии не был простым: команда привыкла к AutoCAD, покупка лицензий, обучение сотрудников — всё это потребовало больших затрат. Но когда мы это освоили, дальше уже не останавливались. Например, на протяжении трех месяцев мы делаем один новый проект в Rhino (Rhinoceros, ПО для создания параметрической архитектуры — ред.), для нас это следующий шаг после Revit. И, знаете, я всё больше склоняюсь к мысли, что в будущем архитекторы, которые хотят остаться архитекторами, вернутся к карандашу, а все чертежи будут исполнять машины.

— Вы все-таки верите в карандаш?

— Без карандаша невозможно ничего спроектировать, в нашей работе очень важна связь мозга и руки. Компьютерные программы, безусловно, облегчают труд архитектора, но за генерирование идей по-прежнему отвечает мозг.

— Бюро существует уже более 15 лет. Какие события в его развитии вы считаете этапными?

— Важной вехой, конечно, был 2007 год, когда мы начали работать как генпроектировщик. Это был ответственный шаг для нас. Грянул кризис: буквально в течение недели тогда закрылась половина проектов, встал вопрос о роспуске команды. Тогда мы серьезно задумались, хотим ли мы по-прежнему заниматься архитектурой. Это был настоящий вызов. Тогда же произошли изменения в составе партнеров. Еще одно важное событие я отмечаю в 2016 году, тогда мы сформулировали наш слоган — We make responsible architecture. К тому времени мы сделали уже много проектов, и хотелось убедиться, что мы движемся в правильном направлении.


Проект реконструкции «Золотого Вавилона» в Отрадном / Blank Architects

— Какие проекты вам особенно дороги?

— Это наш проект на ЗИЛе, хорошо спроектированный mixed-use: гостиничный комплекс, офисы, ритейл и рестораны. Это станция метро «Ржевская», конкурс на проектирование которой мы выиграли. Это редевелопмент «Золотого Вавилона» в Отрадном, за который мы получили премию Москомархитектуры в 2017 году. Другой проект, который мы очень любим и часто вспоминаем — это наш мастерплан района Воксхолл в Лондоне: мы участвовали в открытом конкурсе RIBA и вошли в тройку финалистов. Помню, когда мы делали презентацию, местные чиновники были в шоке, как нам, ребятам из Москвы, удалось так глубоко изучить историю района и понять психологию людей, которые живут здесь очень долго. Пусть мы тогда не выиграли — опыт, конечно, был незабываемый.

— А вообще, вы часто участвуете в международных конкурсах?

— Сейчас реже, чем прежде. У нас был опыт конкурсов в Германии, Литве, Финляндии, Италии. Шесть лет подряд мы подавали проекты на World Architecture Festival, и они регулярно проходили в шорт-листы. Но сейчас, поскольку сложился очень хороший местный рынок, мы переключились на российские конкурсы.
Выбор редакции
Из всех препятствий на пути к успеху самым трудным для многих архитекторов становятся их собственные творческие амбиции. О жертвенности и насилии архитектурного труда, суровых законах рынка и мрачном будущем профессии корреспондент портала Ради Дома PRO поговорил с основателем бюро Panacom Арсением Леоновичем.
Аналогичные статьи
compteur de visualisation article
 
СтройТоваротека®
Все товары
 
 
Новости партнеров
 
 
 
События
ОСМ 2019
20-я специализированная выставка строительных материалов
29.01.2019 - 01.02.2019
Подробнее
Aquatherm Moscow
Самая крупная в России выставка оборудования для отопления и водоснабжения
12.02.2019 - 15.02.2019
Подробнее
UzBuild
Ведущее строительное событие Узбекистана
27.02.2019 - 01.03.2019
Подробнее
Смотреть все события в календаре
 
Тематическое досье - СтройТоваротека
 
Партнеры
BRAER
dormakaba
PROMAT
Best Water Technology (BWT)
ROCKFON
PAROC
ROCKWOOL
TEHNONIKOL COMPANY
KONSTRUKTOR
С нами
MosBuild
Retail Strategy Forum
ДЕНЬ ИННОВАЦИЙ
BIM форум
RosBuild 2019
100+ Forum Russia
Aquatherm Moscow
UzBuild Tashkent 2018
InDecor Moscow 2018
PROESTATE 2018
Build School 2018
APKSM
Зеленые стандарты
НБЭСР
СПЗС
Союз Московских Архитекторов
Союз архитекторов
Союз строителей
Форум региональных строителей
  Календарь событий | Контакты | Реклама | Рассылка | Защита персональных данных  
© Кап Инфо Про 2017 - www.radidomapro.ru - Информация и новости об архитектуре, строительстве и недвижимости
Ссылки  : Темы | Фотогалерея | Мнение эксперта | Легкие новости | Видео | СтройТоваротека | MOSBUILD | Актуально | ГАЛС-Девелопмент
Архитектура  : Градостроительство | Исторические здания | Дизайн | Легендарные архитекторы | Легендарные строения | Club AD | Ландшафт | Конкурсы
Строительство  : Зеленое Строительство | Тенденции | Дороги | Ремонт/Реконструкция
Недвижимость  : Жилая | Коммерческая | Спортивная | Промышленная | Управление
Государство  : Законодательство | Тендеры/Аукционы | Экономика
Производство и ритейл  : Стройматериалы | Оборудование
Экономика  : Экономика
СтройТоваротека  : Поиск товара | Досье Стройтоваротеки

Проекты французской группы Batiactu Groupe SAS :
awards.radidomapro.ru | di.radidoma.ru

ßíäåêñ.Ìåòðèêà