Вы будете перенаправлены на выбранную статью
Поиск товара:  ok
Подписка|О нас|Реклама
Ради Дома PRO
Новости Архитектура Легендарные строения

Владимир Плоткин, ТПО «Резерв»: «Современная архитектура не застыла на месте»

Интервью 12/11/2018, Подготовил Сергей Кондраков
Владимир Плоткин. Фото www.reserve.ru
Владимир Плоткин. Фото www.reserve.ru ©

Открывшийся в сентябре концертный зал «Зарядье» без преувеличения можно назвать объектом года — по технической сложности и продуманности архитектурно-инженерных решений здание на сегодняшний день не имеет себе равных в России. В преддверии форума «День инноваций» корреспондент портала Ради Дома PRO поговорил с архитектором проекта, партнером-основателем ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным.

 

— Можно ли говорить, что современная архитектура — инновационна, если под инновациями понимать не новые стройматериалы и компьютерные программы, а новые подходы к организации пространства, типологии, идеологии?

— Если говорить именно о типологии, новых способах взаимосвязи внешнего и внутреннего пространства, других аспектах, связанных с формообразованием, то, безусловно, можно. Современная архитектура не застыла на месте — посмотрите на последние упражнения в «текучести» пространства, соединении различных функций в закрытой оболочке, с выходом из закрытой оболочки вовне — всё это развивается и будет развиваться.

— Насколько в деятельности современного архитектора важна техническая составляющая. Есть ли, по-вашему, какая-то угроза в массовом внедрении BIM-технологий, параметрического проектирования и т.д.?

— Нет, в этом нет угрозы, бояться этого не нужно. Нужно подходить к BIM-проектированию совершенно спокойно, это процесс необратимый, это инструментарий. Иногда этот инструмент если не становится целью, то, во всяком случае, подсказывает многие решения, которые без него были бы попросту невозможны.

— Этот инструмент как-то влияет на образ мысли архитектора?

— Я думаю, не столько влияет на образ мысли, сколько раскрепощает. То есть позволяет архитектору свободнее подходить к реализации той идеи, которая у него возникла. Та же параметрическая архитектура позволяют любому самому смелому, сумасшедшему эскизу превратиться в модель, которую можно просчитать, передать на производство, воспроизвести на 3D-принтере.

— В практике вашего бюро были примеры подобного рода?

— Да. Например, последний проект концертного зала в Зарядье. Всё, что связано в нем с интерьерами, особенно главный зал — это параметрическая архитектура. Без новых параметрических программ сделать их было бы значительно сложнее, и, возможно, в какой-то момент трудности заставили бы нас отказаться от этих решений.

Концертный зал «Зарядье». Фото stroi.mos.ru

— Как и в случае любого крупного проекта, архитектурные решения концертного зала «Зарядье» во многом складывались как ответ на существовавшие ограничения. Какие из них больше других повлияли на проект?

— Там было множество ограничений, и даже не столько ограничений, сколько изначальных условий, в которые мы так или иначе должны были вписаться. Прежде всего, концертный зал «Зарядье» интегрирован в ландшафт парка. В парке есть климатический аттракцион, который является очень важной его частью, — это «Стеклянная кора». Под ней организован холм, на котором растут вечно зеленые растения, трава. Зимой температура там чуть выше, чем снаружи, летом наоборот. А так как стеклянная кора одновременно и часть парка, и часть концертного зала, нам пришлось заниматься и корой в том числе.

Безусловно, остро стояла проблема шумоизоляции, потому что это концертный зал, там должна быть абсолютная тишина. При этом сам объект находится в центре Москвы, а сверху еще и ходят люди, наслаждаются видами. Отсюда — необходимость защиты от вибрации, много проблем, которые приходилось решать. Плюс были и архитектурно-градостроительные ограничения по высоте, по результатам ландшафтно-визуального анализа, и так далее.

— Каким образом в такой ситуации удалось добиться столь впечатляющих акустических характеристик?

— Концертный зал по сути — музыкальный инструмент, в котором важно всё, и чтобы добиться оптимальных параметров, велась достаточно серьезная работа. Мы начали с изучения аналогов, приняв за основу зал с окружным балконом вокруг сцены, то есть начали с основного объема, потому что в зависимости от разной деталировки, от разного дизайна, требования к форме могут быть разными. После этого, когда мы начали работать с акустической фирмой, пошли дополнительные рекомендации. В частности, нам порекомендовали заузить зал в «талии», чтобы он напоминал форму скрипки или виолончели. Где-то была скорректирована форма и высота подвесного потолка: очень важно, чтобы над сценой он был немного ниже и постепенно выгибался в сторону зала. Для отделки подбирались достаточно плотные материалы, чтобы звук правильно отражался, акустики корректировали количество и глубину микрорельефов, что очень существенно для правильной диффузии звука. Выбор материалов вообще был безумно важен: стены, потолок, пол в зале, пол на сцене — там везде разные сорта древесины.

Концертный зал «Зарядье». Фото stroi.mos.ru

И всё это осложнялось тем, что по требованиям зал должен трансформироваться, даже балкон за сценой уходит и исчезает, появляется оркестровая яма и т.д. Акустики от таких превращений приходили в ужас, образовывавшиеся пустоты приходилось компенсировать за счет массы материала, еще более выверенных расчетов, но, к счастью, все испытания зал выдержал хорошо.

— Эти испытания, надо полагать, потребовали немалых усилий.

— Да, тестировались даже спинки и обивка кресел. В масштабе 1:10 была изготовлена модель, причем все материалы полностью соответствовали тем, которые использовались в действительности. В модель сажались поролоновые человечки, она заполнялась газом, устанавливалась куча датчиков.

— Вы удовлетворены результатом?

— На удивление 99% того, что было нарисовано, удалось реализовать. Так что в целом да, удовлетворен.

— А парком «Зарядье» вы довольны?

— Поначалу у меня было резко отрицательное отношение к проекту американцев. Но потом, когда мы начали заниматься залом, всё больше вовлекаясь в эту историю, оно изменилось. В конечном итоге, я считаю, что получилось хорошо, хотя из-за немыслимых сроков качество исполнения, безусловно, страдает. Но даже это меня сейчас не смущает, потому что парк — это парк, он будет жить своей жизнью, надо дать всему как следует вырасти, со временем деревья станут большими, плитки гранитные затрутся, через них вырастет какая-то трава... Я понимаю, что мы общество нигилистов и привыкли подходить ко всему с изрядной долей критики, но сейчас действительно можно успокоиться, широко открыть глаза и порадоваться тому хорошему, что и у нас появляется. Парк в конечном итоге для Москвы отличный, его посещают миллионы людей, сегодня был там, холод страшный, а на «парящем мосту» куча народу.

— Сейчас есть тенденция представлять парк «Зарядье» как некий символ современной московской архитектуры. Как вы оцениваете вектор архитектурного развития столицы?

— Если говорить именно об архитектурном развитии, не принимая во внимание другие аспекты, например, социальные, то в целом положительно. В чем-то, конечно, переусердствовали, в тех же программах благоустройства, но, согласитесь, тот ужас, который был в центре в период реализации этих программ, наконец, закончился. Впрочем, даже те сложности, которые, например, видны мне как автомобилисту, со временем каким-то образом разрешатся. Любой мегаполис — это сложный организм, и сделать всё идеально невозможно. Москва всё больше становится похожей на продвинутые мировые столицы. Взять тот же wi-fi в метро. Казалось бы, мелочь, но ведь круто! Думаю, что вектор ориентации на прогрессивную архитектуру и современную городскую среду правильный.


21 ноября Владимир Плоткин выступит на круглом столе «Архитектура будущего и будущее архитектуры» в рамках IV Международного форума «День инноваций в архитектуре и строительстве». Узнать больше о деловой программе и получить электронный билет можно на сайте мероприятия.
Выбор редакции
Как бы ни завидовали российские архитекторы западным коллегам, перейти на европейские стандарты в своей ежедневной работе готовы отнюдь не многие. Об особенностях национальной архитектурной практики, советском наследии и вере в карандаш портал Ради Дома PRO поговорил с партнером бюро Blank Architects Магдой Чихонь.
compteur de visualisation article
 
СтройТоваротека®
Все товары
 
 
 
Новости партнеров
 
 
 
События
22.05.2019 - 24.05.2019
Подробнее
BIM-форум 2019
III ежегодный международный форум, посвященный цифровым технологиям в проектировании и строительстве.
05.06.2019 - 06.06.2019
Подробнее
Interlight Russia | Intelligent building Russia
Международная выставка освещения, систем безопасности, автоматизации зданий и электротехники
10.09.2019 - 13.09.2019
Подробнее
Смотреть все события в календаре
 
Тематическое досье - СтройТоваротека
 
Партнеры
BRAER
dormakaba
PAROC
ROCKWOOL
Rockfon
Best Water Technology (BWT)
TEHNONIKOL COMPANY
KONSTRUKTOR
С нами
MosBuild
Retail Strategy Forum
ДЕНЬ ИННОВАЦИЙ
BIM форум
RosBuild 2019
InDecor Moscow 2018
PROESTATE 2018
Build School 2018
APKSM
Зеленые стандарты
НБЭСР
СПЗС
Союз Московских Архитекторов
Союз архитекторов
Союз строителей
Форум региональных строителей
  Календарь событий | Контакты | Реклама | Рассылка | Защита персональных данных  
© Кап Инфо Про 2017 - www.radidomapro.ru - Информация и новости об архитектуре, строительстве и недвижимости
Ссылки  : Темы | Фотогалерея | Мнение эксперта | Легкие новости | Видео | СтройТоваротека | MOSBUILD | Актуально | ГАЛС-Девелопмент | Rosbuild
Архитектура  : Градостроительство | Исторические здания | Дизайн | Легендарные архитекторы | Легендарные строения | Club AD | Ландшафт | Конкурсы
Строительство  : Зеленое Строительство | Тенденции | Дороги | Ремонт/Реконструкция
Недвижимость  : Жилая | Коммерческая | Спортивная | Промышленная | Управление
Государство  : Законодательство | Тендеры/Аукционы | Экономика
Производство и ритейл  : Стройматериалы | Оборудование
Экономика  : Экономика
СтройТоваротека  : Поиск товара | Досье Стройтоваротеки

Проекты французской группы Batiactu Groupe SAS :
awards.radidomapro.ru | di.radidoma.ru

ßíäåêñ.Ìåòðèêà