Вы будете перенаправлены на выбранную статью
Поиск товара:  ok
Подписка|О нас|Реклама
Ради Дома PRO
Новости Производство и ритейл Стройматериалы

Николай Козак, независимый эксперт: «Леруа Мерлен» должна научиться рисковать»

Интервью 03/02/2020, Подготовила Татьяна Карабут
Николай Козак
Николай Козак. Фото: facebook.com/nikolay.kozak.5 ©

Экс-заместитель генерального директора «Леруа Мерлен» Николай Козак в эксклюзивном интервью Ради Дома PRO рассказывает о том, почему покинул компанию, в чем «Леруа Мерлен» никогда не догнать конкурентам и что ждет российский рынок DIY в ближайшем будущем.

 

— Уже пара месяцев, как вы покинули компанию «Леруа Мерлен». Как ощущения? Есть ли жизнь после «Леруа»?

— Этот вопрос задают мне очень часто. Действительно, есть компании, которые погружают любого сотрудника в такой комфортный курортный климат, что потом выход из этих компаний является очень сильным стрессом. «Леруа Мерлен» — это, действительно, одна из лучших компаний на рынке с точки зрения работы с персоналом, с точки зрения корпоративных ценностей. Принимать решение об уходе было достаточно страшно. Потому что зона комфорта вызывает привыкание. Но да, жизнь после «Леруа Мерлен» есть. Как оказалось, вокруг удивительный мир. Он очень быстрый, он полон возможностей. Поэтому я абсолютно ни о чем не жалею.

— А почему все-таки это произошло?

— Наступает момент, когда топ-менеджер доходит до определенного уровня, где ни деньги, ни название компании не является мотиватором для продолжения работы и развития в этой компании. Я почувствовал, что мне стало слишком хорошо и уютно. Но надо было идти дальше.

— Ок. Вышли из зоны комфорта. Что теперь?

— Теперь полная свобода, совершенно другие скорости, другие проекты и другая жизнь. Я какое-то время не хочу заниматься розницей, потому что этот формат стал для меня достаточно понятным. Я достаточно долго работал в розничной спортивной индустрии, потом занимался розницей в «Леруа». И сейчас мне интересно другое направление — больше связанное с digital, клиентом, новой экономикой.

— Глядя теперь на российский DIY в качестве независимого эксперта, можете оценить, насколько российский рынок изменился за последние пару лет и каким он, по вашему мнению, будет еще через пару?

— Рынок DIY очень стремительно меняется. В первую очередь, изменения касаются работы с клиентом — рынок разворачивается в сторону клиента. Во-вторых, увеличились скорости: если раньше можно было долго принимать решения, можно было долго открывать магазины, запускать безумные информационные системы, то сейчас ни клиент, ни рынок этого не прощает. Безусловно, серьезную роль стал играть digital. А интернет тянет за собой такие вещи, как логистика, большие данные, мобайл, сайты и прочее. Еще одна тенденция, которая уже наблюдается и иллюстрирует понятие омниканальность — это изменение форматов работы. Формат гипермаркета устаревает, появляются гибриды — convenience store, магазины за углом и прочее.

Другой очень интересный намечающийся тренд заключается в изменении магазинов DIY с точки зрения ассортимента и предлагаемых услуг. Сейчас сети стараются взять на себя полный цикл работ с клиентом от момента появления идеи ремонта (когда клиенту нужен совет, консультации дизайнеров, визуализации и прочее) на всем этом пути (с составлением сметы, покупкой, доставкой и т.п.) до того момента, как клиент запостит в Instagram счастливое фото своего нового жилья.

Но будущее российского рынка — за формированием экосистем, унифицированных платформ. Как это произошло в Китае — Alibaba, Jd.com, Baidu. Когда клиент в рамках одной платформы может решить любой свой запрос.

— То есть дальнейшей консолидации российского рынка DIY ждать?

— Россия — большая страна, где места хватит всем. По моему мнению, в ближайшей перспективе конфигурация останется прежней. В Москве и Санкт-Петербурге будут работать «Петрович», «Леруа Мерлен», OBI и несколько небольших компаний вроде «Бауцентра». В регионах, я уверен, кроме «Леруа Мерлен», будут присутствовать местные игроки.

Цивилизованные игроки никуда не исчезнут с рынка. Но возможны разные «гибридные» варианты. Например, возможна такая бизнес-модель, когда «Леруа Мерлен» будет подключать местных производителей к своему маркеплейсу, и производители будут продавать на трафике «Леруа».

— Зачем всем (не только DIY-сетям) понадобилось в последнее время делать свои маркетплейсы? Какие из них будут успешными, а какие нет? Что нужно, чтобы маркетплейс взлетел?

— В этой истории очень много хайпа. Если раньше рынок играл в социальные сети, потом стал играть в омниканал, теперь играет в маркетплейс и уже понемногу обращает свое внимание на big data.

Второе. Маркетплейс в моем понимании — это не просто площадка, это все-таки канал, который должен быть привязан к бизнес-модели. Маркетплейс, который является частью экосистемы, — более жизнеспособная модель. И для того, чтобы запускать маркетплейс, надо понять, зачем мы это делаем. То ли у нас очень много трафика, то ли у нас ограниченный ассортимент, то ли мы хотим выйти на другие рынка с точки зрения регионов и т.д. Надо посчитать бизнес-кейс. Дальше вы должны понимать и быть очень сильны в четырех ключевых направлениях: формирование ассортиментного портфеля (управление ассортиментом), управление ценами (и это целая наука), логистика, IT. Если у вас есть компетенции в этих четырех историях, в маркетплейс можно идти. Но, кроме Aliexpress, ни одного успешного маркетплейса, который уже прошел точку break-even и приносит доход, я пока не знаю.

— Будущее торговли — это сотни крупных и средних маркетплейсов или несколько «орков», которые поглотят всех? И что будет тогда с физическими магазинами?

— Физические магазины никуда не денутся. Они будут трансформироваться в dark store, шоурумы или магазины другого формата. Я думаю, что будет в итоге несколько больших и много маленьких маркетплейсов. Как большие акулы в сопровождении рыб-лоцманов. В дальнейшем, возможно, это будут несколько больших платформ, организованных цифровыми компаниями и банками.

— Так если говорить про DIY, как быть в этом случае производителям? Куда им бежать? Им надо открывать свои магазины и маркетплейсы? Или все-таки «сдаваться» кому-то из больших сетей?

— Это вопрос политической воли и бизнес-модели. Я бы рекомендовал производителям строить вертикально-интегрированные компании, где наверху будут заводы, а внизу — интернет-площадки. С точки зрения сбыта разумнее интегрироваться в уже существующие магазины, потому что это не требует больших затрат на строительство «коробок». Но это не значит, что, помимо этого канала, не надо развивать собственный e-com, играть на маркетплейсах и выстраивать историю с B2B.

— Какие советы вы хотели бы дать или уже дали «Леруа Мерлен», оставляя эту компанию? В чем сеть никогда не догнать конкурентам, а в чем она пока слабовата?

— Во-первых, ее никогда не догнать с точки зрения корпоративной культуры, ценностей. Во-вторых, сложно догнать с точки зрения проникновения в рынок, уровня развития. Но, по моему мнению, компания должна научиться рисковать — иногда не надо быть такими политкорректными, а принимать решения быстро в угоду клиенту и слушая рынок. Но при этом надо очень хорошо считать деньги. И помнить о том, что P&L — это не только верхние, но и нижние строчки. Но, подчеркну, компания является одним из лучших работодателей на рынке. Я часто ее вспоминаю и вспоминаю с доброй улыбкой. Это были прекрасные годы. И я очень рад, что они у меня были.
Выбор редакции
DIY-ритейлер «Леруа Мерлен» с текущего года вводит дополнительные требования для отечественных производителей-поставщиков. Помимо прочего, торговая сеть будет проводить на предприятиях так называемый социальный аудит. В первую очередь проверят условиях труда сотрудников и организацию безопасности на производстве.
compteur de visualisation article
 
СтройТоваротека®
Все товары
 
 
 
Новости партнеров
 
 
 
События
Securika Moscow
Международная выставка технических средств охраны и оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты
11.08.2020 - 14.08.2020
Подробнее
Международная выставка интерьерных материалов и предметов декора
Крупнейшая выставка на интерьерном рынке Северо-Западного региона России - Design&Decor St. Petersburg
02.09.2020 - 04.09.2020
Подробнее
BIM-форум 2020
Ежегодный международный форум цифровых технологий в проектировании и строительстве
08.12.2020 - 09.12.2020
Подробнее
Смотреть все события в календаре
 
Тематическое досье - СтройТоваротека
 
Партнеры
SAINT-GOBAIN
Rockfon
ROCKWOOL
TEHNONIKOL COMPANY
PAROC
С нами
BIM форум
MosBuild
РГУД
APKSM
НБЭСР
Союз Московских Архитекторов
Союз архитекторов
Союз строителей
  Календарь событий | Контакты | Реклама | Рассылка | Защита персональных данных  
© 2020 Кап Инфо Про - www.radidomapro.ru - Информация и новости об архитектуре, строительстве, дизайне и недвижимости
Ссылки  : Темы | Фотогалерея | Мнение эксперта | Легкие новости | Видео | СтройТоваротека | MOSBUILD | Актуально | ГАЛС-Девелопмент | Rosbuild
Архитектура  : Градостроительство | Исторические здания | Дизайн | Легендарные архитекторы | Легендарные строения | Club AD | Ландшафт | Конкурсы
Строительство  : Зеленое Строительство | Тенденции | Дороги | Ремонт/Реконструкция
Недвижимость  : Жилая | Коммерческая | Спортивная | Промышленная | Управление
Государство  : Законодательство | Тендеры/Аукционы | Экономика
Производство и ритейл  : Стройматериалы | Оборудование
Экономика  : Экономика
СтройТоваротека  : Поиск товара | Досье Стройтоваротеки

Проекты французской группы Batiactu Groupe SAS :
bimforum.pro

ßíäåêñ.Ìåòðèêà